Правила дорожного движения

Правила дорожного движения зимой

ПДД зимой

Зима - это не только мороз и солнце, но и скользкая дорога!
Вот и наступила долгожданная зима, время каникул, отдыха, катания на лыжах и санках. Зима-это ослепительно яркое солнце, голубое небо, хруст снега под ногами в морозный день. Но зима - это снегопады, заносы, скользкая дорога, оттепели с гололедом, ограниченная видимость на дороге, короткий световой день-это очень сложный период и для водителей и для пешеходов.
  • Темнеет зимой рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость, и легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. Часто близкие предметы кажутся далекими, а далекие — близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, и наоборот. Поэтому в сумерках и темноте необходимо быть особенно внимательными. Переходить проезжую часть можно только после того, как убедитесь в безопасности перехода, в отсутствии приближающегося транспорта.
  • В снегопады заметно появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта. Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги. Для водителя видимость на дороге тоже ухудшается. В такой ситуации водителю еще сложнее заметить пешехода. Перед переходом дороги вспомните, что у всех транспортных средств на скользкой дороге непредсказуемо удлиняется тормозной путь, а в снежный накат или гололед повышается вероятность «юза», заноса автомобиля. Поэтому обычное (летнее) безопасное для перехода расстояние до машины нужно увеличить в несколько раз.
  • Из-за частых снегопадов на обочинах образуются сугробы, которые мешают взрослым и детям увидеть приближающийся транспорт. Прежде чем начать переход, придется выглянуть из-за сугроба, чтобы убедиться в отсутствии приближающихся машин. Узкие зимние дороги, сугробы на обочинах, буксующие и стоящие заснеженные автомобили все это - дополнительные помехи для движения транспорта и людей.
  • Яркое солнце и белый снег, как ни странно, тоже помеха они создают эффект бликов, человек как бы «ослепля­ется». 
  •  Зима время катания на санках и лыжах, и очень часто можно встретить детей, которые ездят прямо по проезжей части, а это очень опасно. На дороге накат, и понятно, что санки и лыжи хорошо и далеко катятся, но ведь и у транспортных средств тормозной путь увеличивается, и в такой ситуации может случиться непоправимое. Запрещайте детям играть на проезжей части, ходить по ней на лыжах. Не стройте ледяных горок вблизи проезжей части.
  • Чтобы не упасть на скользкой дороге, ни в коем случае нельзя бежать через проезжую часть. Можно поскользнуться и упасть прямо под колеса автомобиля.
  • Раскатанные ледяные дорожки могут привести к серьезным травмам. Если падение все же неизбежно, согните колени и руки в локтях, что позволит вам «приземлиться» более удачно.
  • Всегда переходите дорогу только шагом. Вы уже заметили, что верхняя одежда с капюшоном ограничивает поле зрения. Поэтому без особой нужды не надевайте капюшон.
  • По возможности одевайтесь удобно, тепло, но безопасно. Например, в гололед лучше носить обувь с ребристой подошвой.
  • Чтобы водители в свете фар издалека могли вас увидеть, прикрепите на одежду светоотражающие элементы.
  • Не возите ребенка через проезжую часть на санках. При переходе надо снять его с санок, взять их в руки, и только так продолжать движение.
  • Игра в снежки возле дороги опасна как для окружающих пешеходов, так и для водителей. Снежок, попавший в лобовое стекло автомобиля может привести к дорожно-транспортному происшествию.
Поэтому Главное правило поведения на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность!
 

Зимой дорога становится скользкой. Снег, гололёд, снежно-водяная каша в оттепель ухудшают сцепление колёс с дорогой, из-за чего тормозной путь у автомобилей увеличивается.

Поэтому обычное (летнее) безопасное расстояние до машины при переходе нужно увеличить. Пропусти приближающуюся машину, даже если тебе кажется, что она далеко!
Важно помнить, что зимой даже хорошо очищенный и обработанный реагентами асфальт остаётся влажным. Соответственно, на таком покрытии тормозной путь все равно увеличивается, пусть и в меньшей степени.
Когда на светофоре загорелся зеленый свет, не спеши сходить с тротуара!
Начинай переход, только когда ты осмотрелся и оценил обстановку. Лучше задержаться на секунду-другую на тротуаре, но быть уверенным, что все транспортные средства остановились. По этой же причине не следует перебегать проезжую часть, когда зелёный сигнал начинает мигать. Лучше дождись следующего зелёного сигнала. Так безопаснее.
Спешка на скользкой дороге вообще недопустима.
Даже если ты куда-то спешишь – не беги, а иди быстрым шагом.
Когда человек бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра трудно – можно упасть. При движении шагом, имея опору на обе ноги, человек может без труда повернуть голову и вправо, и влево.


Закрытый обзор
Зимой ситуаций закрытого обзора становится больше. Сугробы вдоль края проезжей части, сужение дороги из-за неубранного вовремя снега, стоящая заснеженная машина мешают увидеть приближающийся транспорт.
Как вести себя в подобной ситуации?
Так же, как и в любой другой ситуации закрытого обзора.
Если есть возможность, поищи другое, более безопасное место для перехода.
Если такой возможности нет, переходи с удвоенной осторожностью. Прислушайся. Выгляни из-за препятствия. Посмотри, что там за машиной, сугробом и т.п.
Сделай шаг вперёд. Остановись.
«Покажи» себя водителям, чтобы они имели возможность тебя заметить.
И только затем, убедившись, что опасности нет, начинай переход.
Зимой мы носим тёплую одежду, которая сковывает движения, надеваем шапки, кутаемся в шарфы и палантины, нахлобучиваем капюшон, чтобы защититься от холодного ветра. Всё это тоже ограничивает обзор.
Поэтому будь особенно осторожен.


Опасность таит и снегоуборочная техника. Представь себе: вдоль тротуара медленно едет снегопогрузчик, а за ним – ещё и самосвал, в кузов которого погрузчик сваливает грязный снег. Тебе кажется, что погрузчик далеко, едет медленно, что ты десять раз успеешь перейти проезжую часть, пока он доползёт до того места, где ты стоишь.
Но все же не торопись. Сначала убедись, что погрузчик (или другая коммунальная машина) не скрывает за собой другой автомобиль, который движется в соседней полосе с гораздо большей скоростью.


Снегопад
Снег приносит много радости детворе, но для участников дорожного движения (и водителей, и пешеходов) создаёт немало сложностей.
В снегопад ухудшается видимость, затрудняется движение пешеходов и транспорта.
Пешеходам снежинки так и норовят залететь в нос, глаза, налипают на брови и волосы, вынуждая чихать, отплёвываться и главное – сильно щуриться, потому что глаза слезятся от попадающего в них снега.
В такую погоду будь особенно осторожен. Перед тем, как ступить на проезжую часть, внимательно осмотрись и прислушайся, нет ли приближающегося транспорта. Помни, что в снегопад машины светлых цветов – белые, серебристые, светло-серые, бежевые – сливаются с окружающим ландшафтом и становятся менее заметны.
Снегопад создает проблемы не только пешеходам, но и водителям. В сильный снегопад видимость падает до 30-40 метров, а летящей из-под колес впереди едущих автомобилей грязи (особенно если дорогу перед этим обильно посыпали песком или реагентами) бывает так много, что «дворники» на лобовом стекле не всегда справляются с нею. Водитель в этой ситуации часто едет «по памяти». И чтобы не создавать непредвиденных и опасных ситуаций, неукоснительно соблюдай Правила дорожного движения.
Не выбегай на проезжую часть из-за сугробов, стоящих машин и тому подобных препятствий. Помни, безопасность на дороге зависит от каждого.


Гололёд
Ещё опаснее обычного снега гололёд. Если после оттепели «прихватит» морозец, то дорога покрывается тонким слоем льда (не всегда заметным глазу).
В гололёд повышается вероятность «юза», заноса автомобиля, и самое главное — тормозной путь непредсказуемо удлиняется.
Особое внимание уделяй тем местам, где автомобили разгоняются или тормозят – перед перекрёстками, у остановок общественного транспорта, у выездов из дворов, на подъёмах и спусках.
Здесь на асфальте часто образуется слой льда, так называемый накат. Он очень скользкий, но так как он образуется только в некоторых местах, для водителей он часто становится неожиданностью.
Когда водитель нажимает на тормоз и попадает на накат, запаса расстояния ему может попросту не хватить. А при трогании с места, когда водитель нажимает на газ, в первый момент колёса пробуксовывают, и тебе кажется, что машина продолжает стоять. На самом деле она уже как бы «едет», только колёса у неё крутятся вхолостую. Когда же при увеличении газа колёса наконец «зацепятся» за дорогу, машина рванёт с места с гораздо большей скоростью – точно камешек, выпущенный из рогатки.
Помни об этом и никогда не перебегай дорогу, когда зелёный свет начинает мигать!


Оттепель
В оттепель на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лёд. При переходе проезжей части лучше подождать, пока на дороге не будет проезжающих машин.
Ни в коем случае не беги через проезжую часть, даже на переходе! Переходи шагом и будь внимательным.
Образующаяся на дорогах снежно-водяная каша может скрывать под собой ямы, ухабы и прочие «сюрпризы» для водителя. Заметив, что едущая впереди машина попала колесом в ямку, водитель едущей следом может попытаться её объехать, резко изменив траекторию движения, что также чревато заносом.
А ещё в оттепель из-под колёс проезжающих мимо автомобилей летят не только грязные брызги, но и мелкие камешки, которыми нередко посыпают дороги, и осколки льда. В этой ситуации безопаснее держаться подальше от края проезжей части дороги.
Сейчас многие водители ставят на свои автомобили шипованные покрышки. Они очень помогают на льду и на укатанном снегу, но в оттепель, когда дороги покрываются снежно-водяной кашей, они становятся опасными, потому что, как говорят специалисты, «не держат дорогу», то есть теряют сцепление с покрытием. Автомобиль при этом может стать неуправляемым в любой момент, и его может занести.
Поэтому, даже идя по тротуару, будь внимателен и осторожен и наблюдай за проезжающим мимо транспортом.


Будь заметным!
Зимой день короче. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость.
В темноте легко ошибиться в определении расстояния, как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. Часто близкие предметы кажутся далёкими, а далёкие – близкими.
Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, и наоборот.
Поэтому в сумерках и темноте будьте особенно внимательны. Переходите только по подземным, надземным или регулируемым переходам, а в случае их отсутствия – при переходе увеличьте безопасное расстояние до автомобиля.
Очень важно, чтобы на одежде были фликеры (световозвращатели).
Свет фар, попавший на них, тут же «вернётся» к водителю, и он заметит пешехода. По опыту финских и норвежских дорожных полицейских применение световозвращающих элементов позволяет снизить количество ДТП на 85%.
Самые лучшие световозвращатели – белого или лимонно-жёлтого цвета. Они самые яркие. Форму выбирай простую – круг, квадрат, сердечко. А еще есть классные самосворачивающиеся браслеты. Старайся выбирать фликеры без рисунков и надписей, потому что это снижает его эффективность.


Как правильно носить световозвращатели?
Одного «светлячка» недостаточно. Световозвращающие элементы должны располагаться спереди, сзади и с каждого бока. Оптимальная высота расположения световозвращателей – 80–100 см над землёй.
Подвески лучше всего крепить на ремень, пояс, пуговицы, а также – на сумку или рюкзак. Нарукавные повязки или браслеты – так, чтобы они не были закрыты при движении. Значки можно располагать в любом месте, но тоже так, чтобы они выполняли свою основную функцию – предупреждали водителя о наличии пешехода на дороге.
А если ты живёшь за городом или часто бываешь там, попроси родителей купить тебе специальный жилет со световозвращающими полосками.
Тогда водители тебя точно заметят в любую погоду и в любое время суток.
Зимние забавы
Выбирай безопасное место для игр и развлечений: парк, сквер, детскую площадку – те места, где нет транспорта.
А вот дворы и внутриквартальные территории – не такое уж безопасное место для игр, как может показаться на первый взгляд, ведь здесь тоже могут ездить транспортные средства, и далеко не всегда водители соблюдают правила движения в жилых зонах.
Катайся на лыжах, санках, сноуборде подальше от проезжей части.
Скатываться с откосов у дороги опасно! Не успев затормозить, можно угодить прямо под колёса машин.
Ни в коем случае не переходи проезжую часть на лыжах. Перед переходом необходимо отстегнуть крепления и нести лыжи в руках.


Помни также о правилах хорошего тона.
Когда идёшь по улице или едешь в транспорте, старайся держать лыжи и сноуборд вертикально, а не как попало. Это удобно и не мешает тем, кто находится рядом. На лезвия коньков надевай специальные чехлы, чтобы не травмировать ненароком окружающих.
В снежки играть любят все. Но не играй рядом с проезжей частью!
Помни: снежок, попавший в лобовое стекло едущего автомобиля, может стать причиной ДТП!
Играть рядом с работающей снегоуборочной техникой также очень опасно! Даже во дворе или в парке! Ведь из кабины погрузчика или трактора обзор хуже, чем из салона обычной легковушки, поскольку помимо общих для всех транспортных средств «мёртвых зон» – спереди, сзади и в зоне стоек кузова, обзор водителю спецтехники закрывает еще, и снегоуборочное оборудование. Более того, когда погрузчик поднимает ковш, чтобы высыпать снег, его водитель вообще не видит ничего, кроме самого ковша.
Раскатанные ледяные дорожки на тротуаре или на пешеходных переходах могут привести к серьёзным травмам!
Особенно опасна такая дорожка, когда она слегка припорошена слоем только что выпавшего снега. Ты её не видишь, ступаешь на неё, как на обычную земную, вернее, снежную твердь, а она предательски выскальзывает из-под ног. Так что когда идёшь по тротуару, не раскатывай ледянки-катушки и не поддавайся соблазну проехать по ним. Ведь если никто не будет этого делать, то и предательские ледяные дорожки не будут появляться там, где их быть не должно.

свернуть

Правила безопасности при катании на мопеде (скутере), мотоцикле

Владельцы мопедов и скутеров недооценивают опасность данного вида транспорта

Водитель скутера – полноценный участник дорожного движения, который обязан знать и выполнять все требования Правил дорожного движения. Для управления скутером требуется наличие водительского удостоверения категории «АМ», мопед должен быть зарегистрирован в ГАИ. В целях обеспечения безопасности запрещено выезжать на скутере без застегнутого мотошлема.

Следует знать, что скорость движения скутера значительно ниже остальных транспортных средств на дороге, а значит для того, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения, двигаться на мопеде можно не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.

Таким образом, находясь в стороне от основного транспортного потока, водитель мопеда и сам находится в большей безопасности и никому не мешает. Это требование необходимо четко выполнять еще и потому, что водитель скутера гораздо слабее защищен от получения травм в случае ДТП.

Как и любое транспортное средства скутер должен эксплуатироваться только в технически исправном состоянии, без каких-либо переделок. Также в ПДД определен еще ряд запретов для водителя мопеда или скутера, а именно:

– нельзя двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на подножках, т.к. при такой посадке за рулем вы не в полной мере можете контролировать поведение скутера, и не сможете вовремя среагировать на изменившуюся дорожную обстановку;

– на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении, нельзя поворачивать налево или разворачиваться;

– на мопеде нельзя перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией мопеда, в случае наличия предусмотренного места – пассажир должен быть старше 12 лет;

– нельзя перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством;

– водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.

При этом владельцы мопедов должны помнить об обязательном движении днем с включенным ближним светом фар. Не будет лишним надеть жилет или одежду повышенной видимости со световозвращающими вставками. Так вы будете более заметны для других участников дорожного движения.

 

10 правил безопасной езды на мотоцикле (мопеде, скутере)

1. Контроль обстановки. Всегда старайтесь контролировать окружающую обстановку,  регулярно бросайте взгляд в зеркала, прислушивайтесь к тому что происходит вокруг, крутите головой.

2. Скоростной режим. Ездите с разумной скоростью - не превышайте скорость потока более чем на 15 - 20 км/ч, в стоячей пробке, по межрядию езжайте медленно и с готовностью немедленно остановится - иногда стоячие пробки пересекают велосипедисты, пешеходы, которых за машинами невидно, в автомобилях внезапно открываются двери и т.д.

3. Состояние дороги. Дорожная поверхность - будьте особенно осторожны пересекая линии разметки - они выпуклые и скользкие, особенно - в мокром состоянии. Песочек, камешки на трассе при наезде на них могут привести к падению, а уж если где-то разлит бензин, дизтопливо или масло - сцепление шин падает как при  гололёде.

4. Экипировка. Всегда старайтесь ездить в полном защитном обмундировании - шлем, перчатки,  куртка с защитой, штаны с защитой, обувь с защитой. При езде с открытым визором опасайтесь попадания в глаза песка, насекомых.

5. Заметность на дороге. Ездить всегда следует с включенным ближним светом, в некоторых случаях, когда нет ослепления встречных (скажем, ярким солнечным днём) - можно и с дальним. Одетая поверх мотокуртки оранжевая или жёлтая "дорожная" жилетка, равно как и одежда и мотоцикл ярких расцветок, отражающие элементы на одежде - никак не помешают.

6. Слепые зоны.  Избегайте подолгу находиться в одной позиции, особенно если есть возможность, что в зеркала вас при этом кому-то невидно. В сомнительных ситуациях не бойтесь "порычать" двигателем, бибикнуть, моргнуть дальним светом, чтобы обозначить своё присутствие.

7. Плавное управление. Избегайте торможения и ускорений при проезде сложных, скользких мест - песка на дороге, камушков, пересечении линий разметки, рельс. По возможности старайтесь в повороте не тормозить, рельсы пересекать по возможности под прямым углом и на ненаклонённом мотоцикле. Если в повороте видите песок или другую опасность - по возможности ставьте вертикально мотоцикл перед его проездом или хотя бы максимально увеличивайте радиус поворота со снижением скорости, перед заездом на опасный участок у вас должен быть "ровный газ" - без замедлений и ускорений.

8. Обстановка. Смотрите не только перед собой, но и на ситуацию в целом. Частая ошибка начинающих водителей, особенно в движении по городу - смотрит только на впереди едущую машину. В результате, когда она начинает тормозить, это для него неожиданность, хотя если бы смотрел кругом, видел бы что 3-4 машины впереди - весь ряд - замедляется, то и сам бы своевременно начал замедляться и был бы готов к замедлению/манёвру. Контролируйте интервалы (зазоры по бокам) и дистанции (расстояние до впереди и сзади едущего). Не прижимайтесь сильно к впереди едущему, дистанция должна быть не менее 2 секунд, а лучше 3 - 5.

9. Езда ночью. Проявляйте особую осторожность при езде ночью - видимость намного меньше, если трасса идёт рядом с лесом  - шоссе могут переходить и перебегать разные животные, которых можно увидеть слишком поздно. Снижайте скорость движения до безопасной - оптимально вы должны смочь остановится на меньшей дистанции, чем дальность видимости. Не забывайте, что на дорогах могут находиться/лежать люди в состоянии сильного алкогольного опьянения, на обочинах и не только может быть оставлена авто- и  тракторная техника без освещения и т.п.

10. Никогда не спешите. Никогда, никуда не спешите, кроме совсем крайних случаев  - когда от скорости буквально зависит жизнь или смерть. Встреча, даже крайне важная, опаздывание на работу и т.п. - они того не стоят. Именно из-за спешки происходит большинство аварий. Никто не умрёт, если вы опоздаете на 2 - 3 - 5 минут, а вот из-за гонок в морг попасть - более чем реально, каждый год десятки, сотни это доказывают. Помните - дома вас ждут близкие...

"Кто понял жизнь, тот не спешит" и "глупо спешить, коли уже опоздал".

Удачи на дорогах и безаварийного вождения!

свернуть

Фликер

Мы давно привыкли к полоскам, отражающим свет, на полицейской форме, одежде работников ремонтных служб. И далеко не все знают о том, что существуют фликеры, носить которые должен каждый пешеход, и, желательно, не только в темное время суток. Принцип действия фликеров прост: свет, попадающий на пластиковую поверхность, концентрируется, возвращаясь в виде узкого пучка света

В условиях плохой видимости заметить пешехода водитель может только на расстоянии около тридцати метров. Фликер многократно увеличивает шанс пешехода или велосипедиста быть вовремя замеченным – расстояние, с которого видно яркую точку, превышает 130 метров. При дальнем свете фар это расстояние может достигать четырехсот метров.

Лучше носить специальные световозвращатели для пешеходов постоянно: не нужно снимать их ни двигаясь вдоль оживленных трасс, ни по территории, где много пешеходных переходов, ни по местности, где транспортные средства вообще редко ездят. Не снимайте их ни днем, ни ночью, особенно с повседневной одежды детей. Фликеры и безопасность детей на дорогах находятся в прямой взаимосвязи, что уже доказано опытом их использования.

Наиболее эффективны светоотражатели белого или ярко-желтого цвета.

Куда прикреплять светоотражатели для детей

Фликеры особенно актуальны зимой, вечером и в пасмурную погоду. Цветовая гамма аксессуаров разнообразна, а дизайн удовлетворит даже самых капризных детей и не испортит внешнего вида вещей.

Вариантов размещения фликеров немало:

 

свернуть

Статистика нарушений ПДД по Минской области

В Минской области 38% погибших в ДТП находились в состоянии алкогольного опьянения.

По статистике, с начала года 62% смертельных аварий произошло из-за нарушения ПДД. Всего по этой причине погибли 25 человек. Они пересекали проезжую часть вне пешеходного перехода, двигались в попутном направлении либо находились на дороге без светоотражающих элементов. 38% потерпевших на момент гибели находились в состоянии алкогольного опьянения. В темное время суток происходит более 70% смертельных ДТП.

Более трети аварий произошло по вине водителей: нарушение скоростного режима, правил маневрирования, невнимательность (преступная небрежность).

Существенно выросло число аварий с гибелью в Борисовском, Дзержинском, Клецком, Логойском, Минском, Солигорском районах. Фактов гибели в ДТП несовершеннолетних не зафиксировано. Кроме того, на 38% возросло число пострадавших в авариях, ранения получили 135 человек. Больше всего таких случаев в Минском, Молодечненском, Слуцком, Дзержинском, Смолевичском районах. 

 

свернуть

Актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и обучения безопасному поведению

Актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и обучения безопасному поведению.

Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.

Проблема предупреждения аварийности и, как следствие, смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) не теряет своей актуальности для всех стран с развитой автомобилизацией, в том числе и для Республики Беларусь.

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибают около 1,3 млн. человек (более 3000 человек в день) и до 50 млн. человек  получают ранения различной степени тяжести. В Европе по этой причине погибают и травмируются, соответственно, 120 тыс. и 2,4 млн. человек. Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.

Ежегодное увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, в том числе с участием детей и подростков. В нашей стране данная проблема признается чрезвычайно актуальной, а потому вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяется повышенное внимание.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» в учебные программы учреждений образования включено изучение Правил дорожного движения (далее – ПДД) в объеме требований, предъявляемых к пешеходам, пассажирам, водителям велосипедов, мопедов, гужевых транспортных средств.

5 января 2008 г. принят Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», в статье 21 которого закреплено требование обязательного обучения безопасному поведению на дорогах в учреждениях образования.

На протяжении ряда лет Министерством внутренних дел Республики Беларусь в тесном взаимодействии с Министерством образования Республики Беларусь и другими заинтересованными ведомствами реализуется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма  в Республике Беларусь. 

В результате таких мер в последние годы в Беларуси наметилась положительная динамика по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Однако уровень детского травматизма все еще остается высоким. Примерно 30% ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, мопедах, мотоциклах и роликах.

Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у учащихся устойчивых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Совершенно очевидно, что все вышеназванные причины – не только следствие невыполнения детьми и подростками ПДД, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Изучение детьми ПДД, воспитание навыков безопасного поведения на дороге не принесет желаемых результатов, если будет осуществляться без тесного контакта с семьей. Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.

Чтобы научить детей безопасному поведению на дороге, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу, как родителям, так и воспитателям, педагогам и сотрудникам органов внутренних дел (далее – ОВД). Все, что усвоено ребенком в самом раннем детстве, впоследствии становится привычкой, хорошей или вредной – зависит от тех, кто работает с детьми, кто их учит и воспитывает.

Своевременная и правильная адаптация молодого поколения к особенностям дорожной среды – признанный во всем мире путь предупреждения и профилактики как детского дорожно-транспортного травматизма, так и дорожной безопасности в целом.

свернуть

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста.

Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.      Значительный пласт работы – это профилактика ДДТТ и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным своим примером.

свернуть

ГАИ напоминает основные правила пользования средствами персональной мобильности

Госавтоинспекция Воложинского района напоминает, что для электросамокатов, гироскутеров, моноколёс, сигвеев и прочих устройств, правилами дорожного движения введено обобщённое понятие «Средства персональной мобильности» (СПМ), т.е. устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами.


Следует помнить! Тот, кто передвигается на СПМ, считается пешеходом. Необходимо напомнить правила использования электросамокатов и прочих средств персональной мобильности (СПМ):

  • пересечение проезжей части дороги на СПМ должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, при их отсутствии – в местах, предусмотренных для пешеходов (тротуар, пешеходная дорожка либо обочина), при этом, не создавая препятствий для движения пешеходов.
    При передвижении на роликовых коньках, иных средствах персональной мобильности следует пересекать проезжую часть дороги со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен.
    Запрещается передвигаться на СПМ:
  • со скоростью более 25 км/ч;
  • в состоянии опьянения;
  • запрещается перевозить кого-либо вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией СПМ;
  • не держаться за руль (при его наличии);
  • лицам в возрасте до 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон).
    При использовании СПМ:
  • необходимо убедиться в исправности тормозной системы и рулевого управления;
  • рекомендуется надевать средства защиты — шлем;
  • в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги обозначить себя световозвращающим элементом, на СПМ должна быть установлена и включена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения;
  • следует отказаться от просмотра гаджетов и прослушивания музыки во время управления;
  • возле выходов из торговых объектов, подземных переходов, остановок быть готовым к внезапному появлению людей.

За нарушение ПДД Республики Беларусь пешеходам, передвигающимся на средствах персональной мобильности, подлежат граждане, достигшие 16 лет.
Согласно части 1 статьи 18.20 КоАП Республики Беларусь наступает административная ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин (от 37 до 111 рублей), а согласно части 2 статьи 18.20 КоАП Республики Беларусь пешеходы, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, а равно отказавшиеся от прохождения освидетельствования будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 3 до 5 базовых величин (от 111 до 185 рублей).
Если нарушитель не достиг 16 лет на момент нарушения ПДД Республики Беларусь, то его родители или лица их заменяющие, обязанности по воспитанию детей, будут привлечены к административной ответственности согласно части 1 статьи 10.3 КоАП Республики Беларусь, в виде штрафа в размере до 10 базовых величин (до 370 рублей).
Уважаемые участники дорожного движения! Если вы видите вблизи, или на проезжей части дороги пешеходов, которые передвигаются на СПМ с признаками опьянения, явно представляющего опасность для движения, просим Вас незамедлительно сообщить на телефонную линию 102.

ОГАИ Воложинского РОВД

свернуть