Советы учителя-дефектолога

Жамойдиной М.В.

  Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребёнка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.   

     Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия - нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

      Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к учителюдефектологу, который разработает программу занятий с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

 

•  Социальные причины нарушения звукопроизношения.

       Учитель – дефектолог советует:

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.

    Во сколько лет лучше обращаться к специалисту

    - Если ребенок не произносит  к 3 годам большинство звуков (более 10 - 15).

    - Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

    - Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

    - Если у Вашего ребенка ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

    - Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

    - Если у Вашего ребенка расщелина губы - неба – в любом возрасте.

    - Если у Вас нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.

    - Если у Ваших родственников случился инсульт или произошла черепно-мозговая травма,то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

     

    «Игры с пальчиками»

    ДОЖДИК

    Дождик, дождик, поливай

    — Будет хлеба каравай,

    Будут булки, будут сушки,

    Будут вкусные ватрушки.

    Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

    ЖУК

    На лужайке по ромашкам

    Жук летел в цветной рубашке;

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Я с ромашками дружу.

    Тихо на ветру качаюсь,

    Низко, низко наклоняюсь.

    Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.

    •  Учимся слышать звуки и произносить их правильно.

•  Речевые игры по дороге домой.

Советы учителя – дефектолога  родителям дошкольников:

Материал  подготовила учитель-дефектолог  Жамойдина М.В.

Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными,неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении,нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начатьисправлять их в первые три года жизни ребёнка, с течением времени добиться успехабудет гораздо сложнее. Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия - нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание. Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться клогопеду, который разработает программу занятий с учётом индивидуальныхособенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощиспециалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекциипроизносительных навыков должна продолжаться и дома.

Дефектолог  советует:

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия смалышом не должны быть скучным уроком, необходимо постаратьсяпревратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалитьего.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников – это специальный комплекс упражнений, цель которых состоит в том, чтобы как можно лучше развить артикуляционный аппарат ребёнка. Конечно, малыши уже с самого своего рождения выполняют различные непроизвольные движения при помощи губ и языка.

С чего начать гимнастику?

Логопедическая гимнастика начинается с того, что учитель  или родитель в  игровой форме рассказывает в общих чертах об упражнениях, которые ребёнку предстоит выполнить в течение нескольких минут. Затем взрослый должен продемонстрировать данное упражнение. После этого ребёнку нужно повторить упражнение самостоятельно, а взрослый должен ему всячески подсказывать. Задача взрослого внимательно следить за исполнением заданий ребёнком (все движения должны быть чёткими, симметричными).

В случае если у малыша то или иное движение не получается, ему можно помочь чайной ложкой, чистым пальцем или специальном шпателем. Существуют также определённые хитрости, например, если ребёнок не может облизать языком верхнюю губу, её можно намазать вареньем или мёдом (любым любимым лакомством малыша). При первых занятия у ребёнка будет не всё получаться, поэтому родителям нужно набраться терпения. Упражнения обязательно должны проходить в ненапряжённой спокойной обстановке с использованием статистических и динамических упражнений.

Примеры упражнения для губ: 1) нужно попытаться улыбнуться так, чтобы не были видны при этом зубы; 2) нужно крепко сомкнуть зубы, а губы округлить и вытянуть вперёд. При этом нижние и верхние резцы станут видными.

Примеры упражнений на подвижность губ: 1) необходимо периодически покусывать с начала верхнюю, затем нижнюю губу; 2) нужно вытянуть губы трубочкой и начать ими вращать то вправо, то влево.

Примеры упражнений для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.

Примеры статистических упражнений для языка: 1) нужно широко раскрыть рот, а язык уложить ровно в ротовую полость; 2) нужно открыть рот, а боковые края язычка загнуть наверх.

Примеры динамических движений для языка: 1) нужно открыть рот и языком попытаться дотянуться до носа, а затем до подбородка; 2) необходимо закрыть рот, а кончиком языка упираться в нижние резцы. При этом широкая часть языка выкатывается вперёд, а потом убирается вовнутрь рта.

Однако какими бы ни были упражнения, они должны быть проведены с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

 Игры с прищепками

Для игр,  которые будут развивать моторику, вполне подойдут бытовые предметы, например, прищепки.

- Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.

- Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.

«Рыбалка»

Сделайте удочку - к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

«Жмурки с прищепками»

Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки.

Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой – водящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает.

«Быстрые пальчики»

Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев.

Играют 4–6 детей (2–3 – команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. "Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок.

«Прищепки в корзинке»

Что приготовить: корзинку с деревянными бельевыми прищепками.

Попросите ребенка поставить на его рабочее место корзинку с прищепками. Предложите, вынимая прищепки одну за другой и взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки. Ребенок работает самостоятельно.

Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу, проявляйте терпение к Вашему ребенку. 

 ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ДИСЛЕКСИЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ДИСЛЕКСИЯ – это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого (языкового) развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, а также наличие оптимальных условий обучения.

 Механизмы дислексии

  • Трудности в овладении звуковым анализом слов.
  • Бедность словарного запаса.
  • Малый объем оперативной словесной памяти.
  • Замедленность припоминания слов.
  • Низкая способность запоминать и воспроизводить знаки в заданной последовательности.
  • Повышенная утомляемость.
  • Трудности концентрации внимания.

Совокупность данных механизмов приводят к особенностям чтения, которые проявляются в ряде трудностей:

  • в определении границ предложений;
  • искажениизвуко-слоговой структуры слов: «ЖНЯ» вместо «ЖЕНЯ», «ПТИПЦА» вместо «ПТИЦА», «ГРУДОЙ» вместо «ДРУГОЙ»;
  • замене букв по принципу сходства соответствующих им звуков: «ЖУК» ребенок пишет или читает «ШУК», вместо «НОСИК» – «НОЗИК».

В основе этих ошибок чаще всего лежат особенности формирования фонематического слуха.

  • аграмматизм при письме и чтении: «ПЯТЬ МЯЧОВ» вместо «ПЯТЬ МЯЧЕЙ», «СИНЯЯ КРЕСЛО» вместо «СИНЕЕ КРЕСЛО»;
  • замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание или прочтение (затруднено различение графических изображений букв). Ошибки при чтении и письме выглядят как замены одной буквы на другую. Эти замены обусловлены несформированностью зрительно-пространственных представлений.По этой причине ребенок затрудняется в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например, читая слово «ЩЕПКА», ребенок будет затрудняться, как прочитать первую букву: то ли «Ш», то ли «Щ», то ли «Ц».
  • путаница в арифметических знаках;
  • отсутствие восприятия смысла прочитанного, непонимание сути слова, предложения (при правильном прочтении).

 Негативные последствия дислексии в школе

  • Хроническая неуспеваемость по чтению и письму.
  • Болезненные переживания при чтении вслух при детях, фобия чтения.
  • Невозможность пользования текстами в учебниках.
  • Плохое понимание условий задач по математике.
  • Крайне низкая продуктивность при чтении материала учебников дома.

Помощь детям с дислексией в домашних условиях

  • Безоценочное принятие своего ребенка!
  • Психологическая поддержка.

После многочисленных двоек и троек, а также неприятных разговоров в школе, дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Помогайте своему ребенку, на начальных этапах читайте ему задания из учебников, тем самым снижая уровень тревожности.

Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Не стремитесь наращивать скорость чтения и письма – ребёнок должен основательно почувствовать отдельные звуки (буквы). Подход больше читать и писать успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее.

  • Снижение общей нагрузки чтения текстов вслух (не заставляйте ребенка читать вслух, разрешайте чтение «про себя»).
  • Расширение словарного запаса.
  • Совместное прочтение книг.
  • Переписка с ребенком (повышает практическую мотивацию усвоения чтения).
  • Создание позитивной поддержки при выполнении упражнений.

Примеры упражнений

  • Предложите ребенку найти в комнате слова на определенный звук (например, «С»). Вспомните эти слова на следующий день.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», предложите разделять их. Оказывайте посильную помощь, в случае затруднений.

Задание можно усложнять, используя предложно-падежные предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМКБАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.

  • По очереди вместе с сыном (дочкой) называйте слова, начинающиеся на последний звук предыдущих слов, например, «папа – аист – тарелка – альбом – мел – листик – кнопка» и т.д.
  • Сравнивайте слова по звуковому и слоговому наполнению.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «стул – стульчик» и т.п.
  • Учите ориентироваться в понятиях «право – лево» как на себе, так и на манекене.
  • Найдите буквы среди наложенных, зашумленных и др.

Помните:

         Ребенка с ДИСЛЕКСИЕЙ – невозможно «вылечить», потому что это не болезнь, но с правильной помощью его можно научить читать! 

«Этот коварный ЗВУК (Р)»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, Вы любите своего ребёнка? Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?

Учите своего ребенка говорить правильно!

Правильное, чистое произношение и развитая речь – заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков. Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «ыба», хоть плачь!  

Да-да вы правильно поняли, именно о самом сложном и коварном звуке мы поговорим сегодня на консультации. Речь у нас сегодня пойдет о звуке рррррр.

Описание правильной артикуляции:

  • Губы находятся в положении следующего гласного.
  • Зубы сближены.
  • Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
  • Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.
  • Воздушная струя идёт через рот.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Вот такой он этот не простой звук. Вообще, в подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самодеятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребёнку. Время обращения за консультацией к дефектологу  очень индивидуально.

У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребёнок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь. Следовательно, к периоду обучения в школе у ребенка должны быть все звуки.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб. От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей? Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственно, что они могут предложить – подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребёнок пробует сказать, как она. Но, не зная, как правильно это сделать, он может добиться искажённого звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое (Р) и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.              

Вообще, причин нарушения произношения звука Р может быть несколько, во первых, это короткая подъязычная связка (как проверить? Конечно же можно сразу обратиться к дефектологу  или к стоматологу).

Если вы вдруг обнаружили укороченную связку у ребенка, то вероятно он и другие звуки говорит не правильно (ш,ж,ч, л) Можно подрезать связку у хирурга в стоматологии, можно попробовать ее растянуть. Моё лично мнение, короткую-подрезаем, укороченную растягиваем и не травмируем ребенка операцией с наложением швов.

Следующая проблема - ребенок говорит звук ррр, но говорит его искаженно. Это чаще всего это горловой звук ррр. Горловое произношение звука р встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный, если в речи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Наш язык- это мышца, которую необходимо тренировать, если мы не будем тренировать наш речевой аппарат-красивой речи мы не добьемся. Упражнения есть разные, одни готовят к произношению свистящих звуков, другие предназначены для шипящих, и наконец, упражнения для звука Р.

Чтобы научится говорить Р красиво и четко, нужно, чтобы мышцы языка, губ и щек были сильными, подвижными и точно выполняли движения, в этом помогает артикуляционная гимнастика.                  

Давайте попробуем её выполнить.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка: 

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.       

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук ДД-Д. Язык при произнесении этого звука.

Если речевой аппарат ребенка будет достаточно развит и натренирован, то учителю-дефектологу  не составит большого труда и времени поставить звук, сложнее обстоит дело, когда ребенок приходит не готовым именно со стороны речевого аппарата.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определённо последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребёнку поможет дефектолог. И все-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители. В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребёнка до конца. То есть, если звук появился и ребенок начал с удовольствием рычать, останавливаться на достигнутом нельзя, нужно включать этот звук в слоги, слова, автоматизировать его правильное произношение всегда, во всем и везде.

Этапы коррекционной работы

по исправлению нарушений звукопроизношения у детей

                            

 Уважаемые родители!

 Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-дефектологом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.)

Протекает у некоторых детей медленно и может потребоваться длительная тренировка.

 2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов). Сроки постановки звука у каждого ребёнка индивидуальны.

 3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях, небольших рассказах, потешках ,чистоговорках, стихотворных текстах со словами, включающими исправленные звуки.

Протекает у некоторых детей медленно и может потребоваться длительная тренировка.

 4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

 5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

 Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.      Тренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук уже поставлен — закрепляйте его, отрабатывайте с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога!

Развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях

Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики  ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Никто не даст 100%  гарантии, что только благодаря постоянной стимуляции пальчиков ребёнок рано заговорит или вырастет вундеркиндом, но развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей:

  • повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;
  • развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;
  • развивает   творчество, фантазию и воображение;
  • способствует развитию речевой и познавательной активности;
  • развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Интересных игр на развитие мелкой моторики очень много!

Можно подключить и свою родительскую фантазию.

В добрый путь!

Чем же можно позаниматься родителям с детьми в свободное время дома, чтобы развить мелкую моторику?

- разминать пальцами пластилин, лепить из теста, пластилина различные фигурки;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки;

- запускать пальцами мелкие волчки, заводить механические игрушки ключиками;

- нажимание разных кнопок музыкальных игрушек и книжек с кнопками.

- хлопать в ладоши;

- игры с конструктором, мозаикой;

- складывание матрешек;

- игры с песком, водой;

- мять руками поролоновые губки и рвать бумагу;

- рисовать, раскрашивать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, пальчиковыми красками);

-собирать игрушки;

-переливать из кружки в кружку воду;

- очищать вареные яйца от скорлупы;

-очищать мандарин;

-перемешивать,например,салат; -под присмотром взрослого перебирать пшено, рис, гречку, фасоль,        горох, макароны - это будет и массажный эффект;

-наклеивать и отклеивать наклейки, магниты на холодильник; -играть в песочнице - трогать, пересыпать песочек, лепить куличики   - отвинчивать и завинчивать крышечки, пробки от пластиковых бутылочек;

-игрушки-погремушки, шуршащие, разной фактуры, игрушки-лабиринты, где на проволочке перебирают деревянные бусины.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм,различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают глобальную задачу - косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.        

Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Артикуляционная гимнастика дома

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

 Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

 Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

 Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

«Заборчик»,«Окошечко»,«Трубочка»,«Чашечка»,«Блинчик»,«Иголочка»,«Мостик»,«Парус»,«Бегемотик».

     Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

     Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

«Часики»,«Качели»,«Лошадка»,«Чистимзубки»,«Вкусное варенье» и др.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к дефектологу.