Советы учителя-дефектолога

Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребёнка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.   

     Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия - нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

      Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к учителюдефектологу, который разработает программу занятий с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

•  Зачем нужен логопед?

•  Родители и логопед - партнеры.

•  Социальные причины нарушения звукопроизношения.

       Учитель – дефектолог советует:

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.

    Во сколько лет лучше обращаться к логопеду

    - Если ребенок не произносит  к 3 годам большинство звуков (более 10 - 15).

    - Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

    - Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

    - Если у Вашего ребенка ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

    - Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

    - Если у Вашего ребенка расщелина губы - неба – в любом возрасте.

    - Если у Вас нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.

    - Если у Ваших родственников случился инсульт или произошла черепно-мозговая травма,то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

    Консультация для родителей

    Тема: Логопедические игры для дошкольников

    Литература:

    1. Бондаренко А.К.

    «Дидактические игры в детском саду»

    1. Косинова Е.

    «Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи»

    1. Васильева С.А., Соколова Н.А.

    «Логопедические игры для дошкольников»

    1. Гаврина С.Е.

    «Развиваем руки – что бы учиться писать и красиво рисовать»

    1. Савина А.П.

    «Пальчиковая гимнастика для дошкольников»

    1. Ю. Соколова

    «Игры с пальчиками»

    «Игры с пальчиками»

    ДОЖДИК

    Дождик, дождик, поливай

    — Будет хлеба каравай,

    Будут булки, будут сушки,

    Будут вкусные ватрушки.

    Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

    ЖУК

    На лужайке по ромашкам

    Жук летел в цветной рубашке;

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Я с ромашками дружу.

    Тихо на ветру качаюсь,

    Низко, низко наклоняюсь.

    Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.

    Консультация для родителей (интеграция)
    Тема: Обучаем грамоте

    Литература:

    1.Кислякова Ю.Н «Звуковая мозаика»
    2.Былино М.В. «Весёлые фигуры»
    3.Баль Н.Н. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»
    4.Кислякова Ю.Н «Играю с буквами и словами»
    5. Алфавит в картинках

    6.Уроки тётушки Совы

     

    •  Учимся слышать звуки и произносить их правильно.

•  Речевые игры по дороге домой.